ПРЕТЕНДЕНТ.RU - победа в участии!

КАСАТЕЛЬНО

СЕГОДНЯ 03 May 2024 года, Friday 03:52

13:19 06.04.12
09:00 10.11.11
22:00 09.11.11
21:53 03.11.11
21:45 03.11.11
08:35 02.11.11
08:20 02.11.11
08:00 02.11.11
14:10 22.05.08
12:39 13.05.08
08:58 03.04.08
16:26 18.03.08
09:01 15.03.08
15:53 14.03.08
15:01 06.03.08
14:33 06.03.08
09:37 05.03.08

все новости

Претенденты
Главная
Новости претендентов
Проекты претендентов
Онлайн-конференции
Касательно
Комментарии
Форум
Специалисты и организации
Полезное
Информация избиркома
Выборы
Государственная Дума - 2007
Президент РФ - 2008
Государственная Дума - 2011
Президент РФ - 2012
АВТОРИЗАЦИЯ

Имя:
Пароль:

Претенденту
Межрегиональное развитие
О проекте | Карта сайта | Контакты


КАСАТЕЛЬНО

13:47 20.07.07 ПРЕТЕНДЕНТ.RU

Легко ли попасть в «элиту»?

Существует распространенное мнение среди политологов, ученых и журналистов, что употребление слова «элита» применительно к представителям российских правящих кругов неправомерно, неправильно и неуместно. Они оценивает «элиту» с точки зрения нравственных и управленческих качеств, т.е. опираются на этимологическое значение слова. Конечно, с формальной точки зрения с этим нельзя не согласиться. Однако по существу это не совсем правильно, так как подобная постановка вопроса вынудила бы нас отказаться от анализа самого явления

Когда мы говорим «элита», то интуитивно понимаем, о чем идет речь, но при попытке объяснить термин возникают разногласия. Главные возражения – чисто терминологические. Этимология слова «элита» не допускает сомнений в том, что имеются в виду лучшие, наиболее достойные люди, а на деле среди ее представителей часто видят далеко не профессиональных, циничных и неразборчивых в средствах людей.

Но не стоит отказываться от термина, который отражает определенную социально-политическую реальность. Если существует особая роль правящего меньшинства в социально-политическом процессе, значит, нужен и термин, определяющий того, кто будет управлять классами и слоями.

Ведь существование политической элиты обусловлено действием нескольких факторов. Во-первых, это изначально психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желание участвовать в политике. Во-вторых, существование принципа разделения труда, который требует профессионального занятия управленческой деятельностью, как условия его эффективности. В-третьих, высокая общественная значимость управленческого труда и его стимулирование. В-четвертых, широкие возможности использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей). И, в-пятых, это политическая пассивность широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики. Все эти и некоторые другие факторы обусловливают элитарную структуру общества.

Термин «элита» – заимствованный (произошел от латинского слова elegere - «выбирать», в Россию перешел от французского élite – «лучшее», «отборное»), русским аналогом могли бы быть понятия «правящий класс», «политический класс». Но, опять же, этими понятиями начал оперировать ученый из Италии Г.Моска (Mosca G. The Ruling Class. The Logic of Social Hierarchies. Chicago, 1971). Понятие «правящий класс» более широкое, чем «политический класс»: в него входят и другие, не политические структурные элементы – экономическая, культурная и прочие элиты. Однако в ином отношении понятие «политический класс» – более широкое: оно включает не только властвующую группу, но и оппозицию.

Наряду с употребляемым термином «элита», например в США, используют понятие «истеблишмент» (establishment), под которым понимается круг людей, занимающий высшие позиции в иерархических пирамидах основных сфер жизни общества – в бизнесе, политике, науке и технике, рекламе и информации, культуре и «массовой культуре». «Истеблишмент» держится на неформальных связях между его членами. Они «задают тон» во вкусах и поведении, на них ориентируются, с них берут пример многие американцы.

Что касается России, то здесь надо разделять «политическую», «экономическую элиту» и так называемую «светскую». Политическая элита чаще вызывает на себя сплошной негатив, и ни о каком подражании здесь речь идти не может, а что касается светской элиты, то здесь ситуация немного другая. СМИ активно пропагандирует «гламурный» образ жизни и какая-то часть общества (чаще всего молодежь) охотно старается, используя какие-то внешние атрибуты, стать частью такой «элиты». Но и светская элита свою долю негатива, безусловно, получает.

Процесс создания элиты исключительно важен для политической системы: он может либо обеспечить более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам, либо ограничить эти возможности, или вовсе их лишить. Одна из характерных черт подлинно демократической системы - создание возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое дает ему право считаться членом политической элиты.

Существуют общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу (рекрутирование политических элит). Под каналами рекрутирования понимаются пути проникновения в элиту, т.е. речь идет о тех институтах, посредством которых люди имеют возможность достигать высоких позиций в органах государственной власти.

Универсальными для всех стран можно определить следующие каналы рекрутирования:

• политические партии (особенно велика их роль в западноевропейских государствах, где претендент на вхождение в элиту должен пройти по всем ступеням партийной иерархии. Так делали свою карьеру М.Тетчер, Г.Колль и те политики, которые сегодня сменили их на ключевых государственных постах);
• бюрократический аппарат (значительная доля чиновников прослеживается в элите всех развивающихся стран, а также таких высокоразвитых государств как Япония и Швеция);
• экономические институты, сфера бизнеса (наиболее типичен данный канал для США и Японии);
• профсоюзы (профсоюзные лидеры играют заметную роль в политических элитах США, Европы);
• церковь (исламские страны, страны с сильным влиянием католицизма);
• армия (Латинская Америка, Израиль. Например, три последних премьер-министра Израиля - боевые генералы);
• силовые структуры (Россия: правоохранительные органы, КГБ, ФСБ – один из главных каналов рекрутирования элиты в «команду В.Путина»).

Преобладающее значение того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политической системы, спецификой политического режима и т.д.

В 90-е годы в российской элите с этнической точки зрения наблюдалось решительное наступление «титульных» национальностей (особенно это касалось бывших нацио¬нальных республик). С точки зрения возрастной дифференциации наблюдался прорыв молодежных групп на политическую и хозяйственную авансцену. В поздний советский период невозможно было представить, чтобы кто-либо моложе 35 лет стал министром или кто-либо, не достигший 25-летнего возраста, возглавил крупную хозяйственную корпорацию. К концу 90-х годов средний возраст представителя элитных групп значительно снизился. Элиты ельцинского периода в среднем были на десять лет моложе элит периода М.Горбачева (а на сегодняшний день самый молодой депутат Государственной Думы – 27 лет, самый молодой мэр – 31 год). При этом сохранялась гендерная дискриминация. Представи¬тельство женщин в политической и хозяйственной элите было чрезвычайно низко. Среди управленцев уровня российского министра женщин практически не было, среди депутатов Государственной Думы их были считанные единицы (в нынешней Думе их 10%), среди крупнейших предпринимателей женщин тоже было не слишком много (сейчас же их число растет).

Сохранялся и весьма высокий уровень образования высших слоев. Более девяти десятых политической и экономической элиты по-прежнему имели высшее образование, не говоря уже собственно о руководстве научных кадров. Каждый пятый имел ученую степень кандидата или доктора наук. Впрочем, если уровень образования не изменился, то его профиль стал видоизменяться. Снизился уровень технократизма элитных рядов, ранее состоящих преимущественно из лиц с инженерными дипломами и военных.

На разные элитные позиции попадают различными путями. В России понятие «власть» в политической практике часто синонимично понятию «исполнительная власть». Сейчас во власть можно попасть путем бюрократической карьеры либо через конъюнктурно выгодный «background».

Политические партии, безусловно, являются важным каналом рекрутирования политической элиты, но с существенной оговоркой: через политическую партию можно стать депутатом либо регионального, либо, что значительно сложнее, федерального уровня. Став депутатом, можно подняться до председателя Комитета Государственной думы. Однако уже в Государственной думе четвертого созыва председательские посты расставлялись сугубо планово. Эти люди, в основном, были связаны с нынешним ядром «команды В.Путина». Лояльность оказалась более значима, чем профессиональная репутация.

Но попасть в Думу теперь значительно сложнее (особенно с учетом отмены выборов депутатов-одномандатников), не говоря о руководящих постах. В практике любой демократии мира законодательная власть почти всегда, в большей или меньшей степени является кадровым резервом для исполнительной власти.

Если говорить об экономических институтах, то здесь прослеживается следующая тенденция. В середине 90-х годов широко практиковался приход во власть из рыночной экономики людей, которые впоследствии оказывались эффективными менеджерами. Сейчас эта практика, безусловно, существует, но в большую политику попадают единицы. Исключением могут быть только естественные государственные монополии, но это уже не совсем рынок, это назначенные государством менеджеры.

Реальность современной России такова, что вынуждены соседствовать два принципиально различных принципа вхождения в элиту. С одной стороны, это принцип альтернативных выборов, с другой стороны – практика отбора, назначения и перемещения. Наша русская политическая элита отличается тем, что соединяет в себе функции принятия решений и их исполнения. А в западном мире стратегические решения принимают обычно одни лица, а воплощают в жизнь другие (чиновники, аппарат, бюрократия). Если в западном мире большие деньги открывают доступ к могуществу и власти, то у нас традициоонно происходит все наоборот: доступ к управленческим рычагам позволяет скопить огромные богатства.

Способы вхождения в элиту с советских времен, безусловно, изменились. Достижение высокого положения во власти в редких случаях является результатом постепенного восхождения по иерархической лестнице, но наиболее распространенным способом продвижения «наверх», дающим максимальные шансы на успех, – стало участие в «команде», работающей на влиятельного лидера. Между командами и внутри них непрерывно ведется открытая, а чаще закулисная борьба. И решающую роль в деле продвижения в элиту играют не личные достоинства, а принадлежность к «команде», социальной группе, что препятствует отбору в элиту действительно лучших, наиболее способных и, главное, высокоморальных людей.

Валерия Филимонова

По информации rus-proekt.ru

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

© ФОНД "ИДЕОЛОГИЯ"
НП "ПРЕТЕНДЕНТ.РУ"

ПРЕТЕНДЕНТ.RU
СОЗИДАНИЕ ЭЛИТЫ - СОЗИДАНИЕ СТРАНЫ
ПОБЕДА В УЧАСТИИ!